SMM менеджер
Специалист по интернет маркетингу (smm менеджер)
Социальные сети — самые посещаемые площадки в интернете. Соцсети стали важным для бизнеса каналом продаж и коммуникаций. Продвижением бизнеса в соцсетях занимаются специалисты по интернет маркетингу или по другому: SMM - менеджеры. Это перспективная профессия для тех, кто хочет стартовать в digital. Зарплаты в ней могут достигать 200 тысяч рублей, а ещё она позволяет получить навыки для смежных профессий — маркетолога или аналитика.
SMM расшифровывается как Social Media Marketing, или маркетинг в социальных сетях. Это продвижение бизнеса во «ВКонтакте», в «Дзене», в Telegram и на других платформах. SMM — один из главных инструментов интернет-маркетинга. Есть компании, которые продают товары и услуги только через соцсети, — обычно это малый бизнес. Крупный бизнес ждёт от соцсетей не только лидов, но и увеличения узнаваемости, улучшения репутации, появления в поисковой выдаче.
Чем занимается SMM - специалист?
Обязанности SMM - специалиста зависят от проекта, над которым он работает. Самые распространённые — создание контента для страницы бизнеса и настройка рекламы. Создавать контент и настраивать таргетированную рекламу SMM - менеджер может сам. Тогда он пишет тексты для постов и объявлений, подбирает изображения и видео к ним, анализирует целевую аудиторию, настраивает кампании, анализирует эффективность контента и рекламы. Ещё SMМ - менеджеру могут помогать другие специалисты, например: копирайтеры, дизайнеры, таргетологи, аналитики. Тогда он руководит процессом: ставит задачи и контролирует их исполнение.
Также у SMM - менеджера могут быть другие обязанности:
- анализ конкурентов и целевой аудитории;
- коммуникация с аудиторией — модерирование чатов и бесед, ответы на комментарии;
- размещение посевов у инфлюенсеров и в тематических сообществах;
- планирование и запуск розыгрышей, конкурсов, челленджей;
- составление отчётов о проделанной работе;
- приём заявок и ведение CRM-системы и так далее.
Как и где может работать SMM ‑ менеджер?
Есть три варианта работы: в штате компании, в агентстве или на фрилансе. SMM - менеджеры в штате компании часто полностью берут на себя продвижение бизнеса в соцсетях. Они составляют контент-план, готовят контент, парсят целевую аудиторию, настраивают рекламу, общаются с подписчиками.
Зарплата специалиста в штате обычно состоит из двух частей: оклада и премии. Оклад платят за выполнение фиксированного объёма работ. Премии могут платить за выполнение KPI — например, если SMM - специалист смог привлечь 500 лидов в месяц через соцсети. Чем больше бизнес зарабатывает в соцсетях, тем больше он готов платить специалисту.
SMM - менеджеры в агентствах могут работать с одним проектом или с несколькими. На одном проекте специалист может заниматься всем, а на нескольких — чем-то одним. Например, только настраивать таргетированную рекламу. Зарплата в агентствах тоже состоит из оклада и премии. Но премию часто платят за количественные KPI — например, если SMM - менеджер ведёт пять клиентов одновременно, когда остальные — троих.
SMM - менеджеры на фрилансе сами выбирают, с чем им работать. Они могут предлагать клиентам комплексное продвижение, а могут выполнять отдельные услуги. Фрилансер сам ищет клиентов, назначает цену на услуги и распределяет рабочее время. Премии на фрилансе — большая редкость: обычно стоимость проектов оговаривают заранее.
Сколько зарабатывает SMM ‑ специалист?
Зарплата специалиста в штате зависит от его квалификации. Есть три ступени развития: junior, middle и senior. Junior — начинающий специалист, часто без опыта работы. Ему могут платить 20–50 тысяч рублей в зависимости от обязанностей. Middle — специалист с опытом работы от года, ему платят от 75 тысяч рублей. Senior — SMM - менеджер, у которого есть много успешных кейсов. Его могут назначить руководителем отдела, а зарплата может составлять 100 тысяч рублей и более.
Доход SMM - менеджера на фрилансе зависит от того, как дорого он продаёт свои услуги и сколько клиентов берёт на ведение соцсетей. Всё зависит от опыта, портфолио и умения себя подать. «Как говорят наши фрилансеры, уровень дохода зависит от щедрости клиента. В основном фрилансеры берут несколько проектов и могут зарабатывать 50–150 тысяч рублей в месяц. Но важно не брать слишком много задач, чтобы не выгорать, кайфовать от профессии и постоянно расти», — советует опытные SMM менеджеры.
Какие перспективы есть у SMM ‑ менеджера?
У хорошего SMM - специалиста много перспектив для развития. Он может стать руководителем отдела, открыть своё агентство или освоить другую профессию: тем самым зарабатывать больше. Собственное SMM-агентство — хорошая перспектива для тех, кто умеет и хочет работать с большим количеством людей и проектов. Стоит начать с поиска помощника, когда ведёшь два-три проекта. Помощник будет делать рутинные задачи, а вы научитесь делегировать и оставлять время на стратегическое развитие проектов и себя как специалиста. Если получится и понравится, можно создать свой бренд.
SMM — в целом быстрый вход в digital, потому что ниша тесно связана с другими профессиями. Хороший специалист может легко уйти в другие направления digital-маркетинга.
Например:
- научиться контекстной рекламе и SEO — и стать интернет-маркетологом;
- уделять больше времени отчётам и анализу данных — и развиваться как аналитик;
- больше работать с блогерами и СМИ — и стать PR-менеджером.
Как стать SMM ‑ менеджером?
Есть два пути: пойти в штат на позицию ассистента и пройти курсы.
Ассистенты обычно нужны агентствам или крупному бизнесу, у которого много страниц в соцсетях. Чаще всего ассистентам поручают несложные задачи: писать текст для постов, обрабатывать изображения, делать несколько вариантов объявлений для таргетированной рекламы. Шанс получить должность ассистента выше у тех, у кого уже есть минимальный опыт. Например, у тех, кто прошёл курсы или вёл соцсети для бизнеса знакомых. Со временем на позиции ассистента можно получить все необходимые навыки — и перейти на должность SMM - специалиста.
Если пройти курсы, можно сразу претендовать на должность SMM - менеджера. Зарплата будет зависеть от практических навыков. Больше других ценятся специалисты, которые умеют продвигать бизнес в разных соцсетях — например, одновременно во «ВКонтакте», «Дзене» и Telegram.
Учат ли SMM - специалистов в АНО "Содружество"?
Да, у нас есть образовательная программа "Специалист по интернет маркетингу", которая подойдёт и новичкам, и владельцам бизнеса, и маркетологам.
На ней учат:
- создавать SMM-стратегию и контент-план;
- работать с текстом и визуальным контентом;
- оформлять страницы бизнеса в Яндекс Справочнике и в 2GIS, в Telegram, во «ВКонтакте» и в «Одноклассниках»;
- исследовать целевую аудиторию;
- работать с парсерами для сбора аудитории;
- настраивать таргетированную рекламу в Яндекс Директ, во «ВКонтакте» и других социальных сетях;
- закупать рекламу в Яндекс Директе, во "ВКонтакте", Telegram каналах, у блогеров и в других сообществах;
- работать с веб-аналитикой: «Яндекс.Метрикой» и Google Analytics, внутренней статистикой соцсетей и внешними сервисами;
- проектировать чат-боты Telegram
Во время обучения участники курса выполняют домашние задания, а в конце делают итоговые проекты. Найти первые заказы или устроиться в штат можно уже в процессе прохождения курса.