Бизнес Менторы
Бизнес - менторинг — явление относительно новое в российской предпринимательской культуре. Его часто называют наставничеством — передачей знаний от мастера к ученику.
Кто такой бизнес-ментор?
Это профессионал с опытом в той или иной сфере предпринимательской деятельности. Ментор уже прошел путь, который только хочет пройти менти. Условно, если начинающий предприниматель хочет реализовать свою бизнес - идею, то ему необходимо найти того, кто уже реализовал аналогичный проект и готов поделиться своим опытом.
Ментор видит полную картину компании и рынка, его цель — рост бизнеса и менти. Он — проводник, который помогает основателю компании быстрее пройти путь развития и получить опыт решения стратегических задач. В отличие от мастера на заводе или школьного учителя, которые выступают в роли наставников, точно знают, «как надо», и передают ученикам конкретную технологию, то ментор — всегда про партнерскую позицию. Он и менти исследуют ситуацию в компании и совместными усилиями находят наилучшее решение для достижения целей.
Как в таком случае строится работа?
Владелец бизнеса и ментор работают на достижение общей цели в качестве стратегических партнеров. В этой паре фаундер (основатель, учредитель стартапа - человек, который вкладывает ресурсы в развитие зарождающейся компании) принимает решения и отвечает за результат в бизнесе. Нарушение баланса ответственности мешает построению партнерских отношений и приводит к пассивности менти, потере навыка действовать в опоре на себя.
Задача ментора — создать условия для конструктивного диалога и размышлений в процессе поиска решений, передать свои знания и опыт. Задача предпринимателя как сильной, деятельной личности — получить максимум от работы с ментором и воплотить выработанные шаги. Вовлеченность обоих партнеров влияет на результат.
В чем ценность бизнес-менторинга для предпринимателя?
В фокусе ментора масштабирование и рост, он нацелен на развитие бизнеса в целом и фаундера в частности. Ментор — это катализатор, ускоритель и предохранитель. Он может видеть последствия решений и смотрит на два шага вперед. Его предпринимательский опыт и понимание владельцем своего бизнеса позволяют ментору и менти найти оптимальный путь развития.
Cовместная работа с ментором помогает основателю справиться с синдромом предпринимательского одиночества. Часто владелец компании оказывается в ситуации, когда ему не с кем обсудить сложности. Он не может проговорить свои сомнения с сотрудниками, семьей, друзьями и даже с психологом — с целью получить компетентные ответы. Возможность найти профессиональную поддержку и спокойствие, «выгрузить» и обсудить проблемы — вот еще одна дополнительная ценность менторинга.
Чем ментор отличается от представителей других помогающих профессий?
Давайте рассмотрим компетенции бизнес-консультанта, бизнес-коуча и трекера. Бизнес-консультант — носитель теоретических знаний, эксперт в решении проблем в различных компаниях. Этот специалист приносит лучшие практики рынка, но не всегда может их корректно адаптировать в контекст бизнеса. Ментор — это эксперт - практик, обладатель собственного опыта изменений и различных способов их внедрения.
Работа бизнес-коуча во многом основана на стандартах. В решении задач он не имеет права использовать свой опыт — соответственно, может его не иметь. Ментор же обязательно должен пройти путь, которым планирует идти менти.
Трекер может не быть экспертом в индустрии. Он фокусируется на тактике бизнеса. Ментор — на стратегии, для него собственный опыт и насмотренность обязательны. Главная задача ментора — перенести фаундера на стратегический уровень. Для этого необходимо честно и объективно изучить рынок и место бизнеса в нем, сформировать видение проекта и себя в точке В, стратегию развития, а также сфокусировать действия на достижении цели.
Как основателю бизнеса определить, что ему необходим ментор?
В России принято начинать работу с ментором, только когда становится очевидно, что у компании появились серьезные сложности, что она в кризисе. На самом же деле ментор необходим, чтобы избежать ошибок.
В мировой практике все наоборот: взаимодействие фаундера с ментором, как со стратегическим партнером, начинается еще на этапе идеи, чтобы проанализировать ее, сформировать финансовую модель. Ментор нужен, когда есть запрос, желание реализовать идею и готовность действовать.